Статья опубликована к 100-летию М.Г. Мещерякова

в газете г. Дубны «Площадь Мира» (№36, 2010)

 

В Дубне хорошо известно, что научным руководителем создания дубнинского синхроциклотрона был Михаил Григорьевич Мещеряков. Каким же образом он оказался на этой должности?

Известно, что синхроциклотрон стали строить согласно Постановлению правительства СССР от 13 августа 1946 года, подписанным Сталиным. Название «синхроциклотрон» появилось позже, а первоначально будущий ускоритель именовался как мощный циклотрон под кодовым названием установки «М». Впервые решение о создании ускорителя такого типа было принято 20 февраля 1945 года на сессии Отделения физико-математических наук. В Постановлении же от 13 августа 1946 года уже конкретно на нескольких страницах было прописано много разных пунктов, определяющих строительство установки «М», включая её параметры, место расположения, руководителей.

Согласно этому постановлению научно-техническое руководство сооружением установки «М» по предложению академика Вавилова первоначально  было возложено на сотрудников Физического института Академии наук (ФИАН) С.И. Вавилова, Д.В. Скобельцына и В.И. Векслера.

Вавилову, в соответствии с постановлением, было дано разрешение организовать при ФИАН специальную лабораторию  №11, на которую были возложены все работы  по установке «М», начиная от разработки технического задания на ее проектирование и заканчивая ее пуском. По предложению Вавилова руководителем лаборатории №11 был назначен профессор
Д. В. Скобельцын, а его заместителем – В. И. Векслер. Лаборатория №11 должна была в трехмесячный срок разработать техническое задание на строительную часть установки «М» и лаборатории при ней. Вопрос об укомплектовании лаборатории №11 научными и инженерно-техническими работниками был решён в двухнедельный срок. Таким образом, ФИАН приступил к решению порученной ему задачи.

Однако через несколько месяцев стало видно, что ФИАН в создании установки «М» очень отстаёт от намеченного плана. Это было вызвано тем, что помимо создания этого ускорителя другим постановлением правительства СССР от того же 13 августа 1946 года на ФИАН было возложено также создание ускорителя другого типа – синхротрона на энергию 1 ГэВ. То есть в итоге ФИАНу оказалось не под силу успешно решать сразу две эти сложные задачи. И.В. Курчатов, будучи руководителем всего атомного проекта, в рамках которого создавалась установка «М», был недоволен сложившейся ситуацией. Поэтому он решил перевести тему установки «М» в свою Лабораторию №2. В результате 21 апреля 1947 года вышло новое постановление правительства СССР, подписанное Сталиным, согласно которому:

1)  Физический институт освобождался от задачи по созданию установки «М». Она была возложена на Лабораторию №2.

2)   Для обеспечения научно-технического руководства проектированием и сооружением установки «М» был утвержден М. Г. Мещеряков с освобождением его от работы в ленинградском Радиевом институте и назначением заместителем Курчатова в Лаборатории №2.

3)   Лаборатория №11 ФИАН со всеми возложенными на неё задачами передавалась Лаборатории №2.

27 марта 1947 года, то есть незадолго до выхода этого постановления, когда с новым назначением М.Г. Мещерякова всё уже было решено,  он поехал на объект «М». Так называлось место в районе Иваньковской ГЭС, отведенное для строительства установки «М» и жилого посёлка. Вот отрывок из воспоминаний Мещерякова об этой поездке: «Была ранняя весна с туманами и ноздреватыми снегами. Железной дорогой нельзя было воспользоваться: во время войны с ветки Вербилки – Большая Волга были сняты рельсы. Пришлось добираться на джипе военных лет – два часа ушло на то, чтобы по сильно разбитому шоссе доехать до Дмитрова, а затем ещё около четырёх часов тащились по дороге, устланной круглыми брёвнами, до Большой Волги, откуда гусеничный трактор за каких-нибудь два часа приволок джип до места, где сейчас находится плавательный бассейн «Архимед».

Кругом был сырой, без каких-либо просветов лес. Несколько десятков рабочих, возглавляемых начальником строительства А.П. Лепиловым, прокладывали просеки для дорог и торопились до вскрытия Волги соорудить деревянный причал. Группа геодезистов производила трассировку улиц будущего научного городка и железной ветки от станции Большая Волга до технической площадки».

Читая это, понимаешь, как издевательски насмешливо звучит надпись на ратминском камне: «Отсюда Дубна стала есть. 1134. Основана Юрием Долгоруким». Легко представить какого было бы недоумение Лепилова и Мещерякова от сообщения, что Дубна пошла от Ратмино.

Пока шла подготовка местности к строительству, и шло начало самого строительства, под руководством Мещерякова в Москве в Лаборатории №2 к декабрю 1947 года была создана действующая модель будущего ускорителя, а к середине 1948 года на ней были исследованы  все его особенности.

25 сентября 1948 года вышло постановление правительства СССР, подписанное Сталиным, «О мероприятиях по подготовке к пуску и эксплуатации установки «М». Согласно этому постановлению на объекте «М» Курчатовым был создан филиал Лаборатории №2, на который было возложено наладка и пуск синхроциклотрона с дальнейшим проведением на нём научно-исследовательских работ.

Начальником филиала на объекте «М» и научным руководителем установки «М»  назначался М. Г. Мещеряков, а его заместителем В. П. Джелепов. До начала эксплуатации ускорителя Мещеряков должен был: а) подобрать эксплутационные кадры, б) осуществить технический контроль за качеством строительно-монтажных работ, в) подготовить объект «М» совместно со Специальным управлением №1 Министерства электропромышленности (МЭП) к приемке правительственной комиссией.  Здесь интересно заметить, что Специальное управление №1 возглавлял однофамилец Михаила Григорьевича Мещерякова – Константин Назарович Мещеряков, талантливый инженер и организатор, который сыграл большую роль не только при создании дубненского синхроциклотрона, но впоследствии и дубненского синхрофазотрона.

Штат филиала Лаборатории №2 на объекте «М» на 1949 год был утвержден в количестве 260 единиц.

14 декабря 1949 года установка «М» (дубненский синхроциклотрон) была успешно пущена. Это был подарок к 70-летию Сталина. 20 декабря 1949 года в секретной докладной записке И.Г. Кабанова, министра электропромышленности, на имя Л.П. Берии говорилось, что сооружение установки «М» закончено и ко дню семидесятилетия со дня рождения товарища Сталина произведены испытания, показавшие, что энергия ускоренных дейтронов достигает запроектированной – 290 МэВ. Эта энергия превышала энергию самого мощного до того момента синхроциклотрона в США (Беркли) в полтора раза, что означало, что пуск установки «М» являлся серьёзным достижением советской науки и промышленности. В записке сообщалось, что общий размер капвложений на сооружение установки составил 200 млн. рублей, а сооружение установки «М» в целом было осуществлено Министерством электропромышленности (МЭП) в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 13 августа 1946 года. Записка заканчивалась словами: «Прошу Вас, Лаврентий Павлович, доложить товарищу Сталину».

21 декабря 1949 года с грифом «совершенно секретно» на имя
Л. П. Берии была направлена докладная записка С. Н. Круглова, А. Н. Комаровского и  А. П. Лепилова о завершении строительства комплекса сооружений установки «М», который  сдан Спецуправлению №1 МЭП с отличной оценкой качества работ.

Поставленная задача создания синхроциклотрона была успешно решена.


 

 

 

 

 


 

Comments are closed.

Set your Twitter account name in your settings to use the TwitterBar Section.